Тема: «Основные моменты решения задач с помощью уравнений»
Цели урока.
Образовательные: повторение и закрепление учебного материала, его систематизация, разбор важных моментов при решении текстовых задач с помощью уравнений.
Развивающие: развитие у обучающихся умственной активности, навыков устной и письменной речи, вычислительных навыков, внимания, памяти, воображения, тренировка способности к анализу, сравнению, выявлению существенных свойств, формирование в сознании учащихся рефлексивного мышления.
Воспитательные - создание атмосферы коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления трудностей; формирование правильного отношения к природе, экологическое воспитание.
Форма проведения урока: индивидуально – ориентированное учебное занятие.
Формы обучения: индивидуальная, работа в парах, работа в группах, фронтальная.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
Структура урока:
1. Самоопределение к деятельности.
2. Актуализация знаний.
3. Локализация затруднений.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Обобщение затруднения во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Включение в систему знаний и повторение
- Рефлексия деятельности.
Ход урока:
I. Самоопределение к деятельности.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Масгутовна. Урок математики сегодня с вами проведу я. Я работаю учителем математики в Гимназии № 2.
Математика – наука интересная, увлекательная, но трудная. Надо быть просто волшебником, чтобы знать все премудрости этой таинственной, прекрасной и нужной науки. Я думаю, что каждый из вас стремится стать волшебником. Но пока вы только начинающие волшебники. А начинающим волшебникам иногда можно и ошибаться, а потом исправлять эти ошибки, можно задавать вопросы, можно выдвигать гипотезы.
- Ребята, чем вы занимались на прошлом уроке? (Решением уравнений и решением задач, решаемых с помощью уравнений).
- Как вы думаете, дорогие мои начинающие волшебники, все ли заклинания по решению задач вам известны? С любой ли задачей вы справитесь? Если нет, то сегодня задача для каждого из вас – разобраться в том, как он освоил эту тему, и если потребуется – доработать то, что еще не совсем получается.
- Как бы вы назвали тему сегодняшнего урока?
- …
- Я бы еще уточнила. Итак, тема урока: «Важные моменты при решении задач с помощью уравнений». Откройте тетради, запишите число и тему урока.
II. Актуализация прежних знаний.
Венгерский, швейцарский и американский математик Дьёрдь По́йа сказал, что «Умение решать задачи – такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путём подражания или упражнения».
- Прежде чем ответить на вопрос как решать задачи, попытаемся разобраться для чего их решать. Как вы думаете, ребята?
- …
- Исторически многие задачи возникли как инструмент тренировки ума. Ситуации, описанные в них, часто создаются искусственно. Но, решая задачи, вы учитесь строить математические модели реальных ситуаций.
Распространенным видом математических моделей являются уравнения. А решение задач с помощью уравнений состоит из трех этапов:
- составление уравнения;
- решение уравнения;
- ответ на вопрос задачи и его анализ.
А сейчас внимание на экран. Здесь написаны несколько слов. Попытайтесь определить лишнее слово. (Окружность).
Равенство, переменная, окружность, коэффициент, задача.
- Почему это слово лишнее? (Окружность – это геометрическая фигура). С каким математическим термином связаны остальные слова? (Уравнение).
Ш. Локализация места затруднения
Проверка практических знаний.
- Один начинающий волшебник, герой шуточной песенки, неумело обращался с заклинаниями, в результате вместо грозы у него получилась коза, а вместо утюга – слон. Давайте послушаем эту песню о волшебнике, которую исполняет Алла Пугачева. Правда, веселая песня? А нас ждет работа.
Чтобы решать уравнения нужно совершить ряд преобразований, и делать это следует очень осмотрительно, чтобы не запеть как герой этой веселой песни.
Поиск ошибок в решенных уравнениях. Найдем ошибки?
- Подумайте, какие ошибки допустили начинающие волшебники и исправьте их.
1) 8-5(x+1)=18-4x.
8-5х+1=18-4х
-5х-4х=18-9
-9х=9
х=-1 ( Правильный ответ: -15)
2) 2(3х-4)+7= 5х-2
6х-8+7=5х-2
6х-5х=-8-2
х=-10 (-1)
(Учащиеся по желанию выходят к доске и исправляют ошибки.)
Каждому ученику выдана перфокарта:
(Сопоставьте свои решения с образцами, отметьте в тетради и перфокарте знаком «+» задания, которые вы выполнили верно, а знаком «?» задания, в которых допущены ошибки.)
Мы рассмотрели ошибки, которые могут быть допущены во 2-ом этапе решения задач с помощью уравнений. На двух других этапах неопытные учащиеся иногда тоже допускают ошибки.
Рассмотрим задачу–исследование: (Работа в парах ). ( Слайд )
-Прочитайте задачу.
Задача 1. В первой бочке было в 2 раза меньше огурцов, чем во второй. После того как из первой бочки взяли 500 г огурцов, а из второй – 6 кг, во второй бочке осталось на 4 кг огурцов больше, чем в первой. Сколько огурцов было во второй бочке первоначально?
( Обучающиеся работают в парах и показывают свои решения)
Решение не очень опытного ученика:
Пусть во второй бочке было х кг огурцов, тогда в первой бочке было х:2 кг огурцов.
- Вы согласны с таким началом решения?
- За х удобнее принять исходную массу огурцов в первой бочке, так как она меньше и у нас не появится дробей.
Исправим:
Пусть в первой бочке было х кг огурцов, тогда во второй бочке было 2х кг огурцов .
(Сопоставьте свои решения с образцами, отметьте в тетради и перфокарте знаком «+» задания, которые вы выполнили верно, а знаком «?» задания, в которых допущены ошибки.)
Для того чтобы составить уравнение, заполним таблицу:
(Слайд )
( Работа в группах продолжается)
Посмотрите на таблицу, который составил неопытный ученик:
Ученик не заметил, что масса огурцов выражена в разных единицах измерения. Надо перевести граммы в килограммы: 500 г = 0,5 кг.
Исправим ошибку.
Сопоставьте свои решения с образцами, отметьте в тетради и перфокарте знаком «+» задания, которые вы выполнили верно, а знаком «?» задания, в которых допущены ошибки.
Учитывая условие задачи, получим уравнение:
2х-6 = х-0,5+4
2х-х = -0,5+4+6
х = 9,5 (кг)
Ответ неопытного ученика:
Ответ: во второй бочке было 9,5 кг огурцов.
- Ребята, вы согласны с таким ответом? Какие преобразования еще нужно выполнить?
- 9,5*2 = 19 (кг)
Ответ: во второй бочке было 19 кг огурцов.
(Сопоставьте свои решения с образцами, отметьте в тетради и перфокарте знаком «+» задания, которые вы выполнили верно, а знаком «?» задания, в которых допущены ошибки.)
IV. Построение проекта выхода из затруднения
- Как вы предлагаете построить работу дальше, чтобы такие ошибки больше не повторялись. (Понять, в чем заключается ошибка; повторить соответствующий алгоритм; исправить ошибку; потренироваться в решении подобных заданий).
Выслушиваются и обсуждаются гипотезы обучающихся. В результате согласованный проект работы над ошибками фиксируется на доске.
Памятка 1:
При решении задач с помощью уравнения поступают следующим образом:
- Внимательно читают условие и вопрос задачи.
- Обозначают неизвестную величину переменной (меньшую величину).
- Составляют уравнение по условию задачи.
- Решают уравнение.
- Отвечают на вопрос задачи.
- Проверяют правильность решения.
- Определите на каком шаге алгоритма вы допустили ошибку, повторите соответствующее правило.
V. Обобщение причин затруднений во внешней речи.
Учащиеся проговаривают алгоритмы решения задач с помощью уравнений, в которых были допущены ошибки.
Физ. минутка:
-Вы еще не устали?
-Какое лишнее слово было в начале урока?(окружность) Встаньте ребята.
Нарисуйте мысленно окружность глазами , головой, плечами, туловищем, ногами по часовой стрелке и против. Выполняйте движения аккуратно и красиво! Садитесь.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
(работа в группах)
- Ребята, мы живем в прекрасном селе. Каждый год, весной и осенью, мы проводим субботники рядом с территорией школы. Вот какая история однажды случилась с нашими ребятами. Послушайте.
Задача 2:
В школе проводился субботник по уборке территории. Староста класса доложил классному руководителю, что девочек должно было быть в 3 раза меньше, чем мальчиков. Но четверо мальчиков отпросились, а вместо них пришли пять девочек. Теперь мальчиков и девочек стало поровну. Прав ли староста? Сколько мальчиков и сколько девочек пришли на работу?
(Решение задачи обсуждают в группах)
- Нет, не прав. Проверим:
х+5 = 3х-4
9 = 2х
х = 4,5(девочек)
4,5 – число дробное. Ответ не соответствует реальности. Староста использовал неправильные данные.
(Сопоставьте свои решения с образцами, отметьте в тетради и перфокарте знаком «+» задания, которые вы выполнили верно, а знаком «?» задания, в которых допущены ошибки. )
VII. Повторение.
- На какие важные моменты надо обращать внимание при решении задач с помощью уравнений. Иначе говоря, о каких заклинаниях должен помнить начинающий волшебник, чтобы стать настоящим волшебником?
1-е заклинание. Лучше обозначать величины так, чтобы получилось возможно более простое и удобное для решения уравнение.
2-е заклинание. Надо проверить соответствие единиц измерения величин, входящих в уравнение.
3-е заклинание. Надо помнить о том, что не всегда корни уравнения являются искомыми величинами.
4-е заклинание. Надо проверить соответствие полученного ответа реальности.
VIII. Рефлексия деятельности
- Вам понравился урок?
- Чью работу вы сегодня можете отметить?
- Как оцениваете свою работу? Работу класса?
За работу на уроке получают оценки: …Они были самыми активными.
- Вы сегодня славно потрудились. Спасибо всем за работу!!! И помните старый совет: Пробуй, а если не получается – пробуй еще! Проявляйте фантазию, смекалку, воображение и используйте собственный опыт.
IX. Домашнее задание.
- Решите уравнение: 7(4 - 3х) - (8,5 - х) = 4 - 3(х - 8)
- Задача:
В питомнике было 450 саженцев яблонь и 180 саженцев слив. За день продали в 4 раза больше яблонь, чем слив, и саженцев слив осталось на 150 меньше, чем яблонь. Сколько всего саженцев продали за этот день?
3. Дополнительно:
Ловушка:
(Найди ошибку)
5x + 15 = 3x + 9
5(x + 3) = 3(x + 3) | : (x + 3)
5 = 3
Стали люди сильными, как боги, Мы давно “освоили” планету,
И судьба Земли у них в руках, Широко шагает новый век.
Но темнеют чёрные ожоги На Земле уж белых пятен нету -
У земного шара на боках. Чёрные, сотрёшь ли, человек?
Забота о чистоте окружающей среды, охрана природы – это долг каждого человека.
А с помощью математики можно успешно осуществлять грандиозные проекты!
|